Двойное списание по одному долгу. Как реагировать?

Двойное списание по одному долгу. Как реагировать?

Судя по количеству жалоб в интернете, случаи, когда за один и тот же долг или штраф деньги со счета должника списывались дважды, происходят все чаще. Почему такие ситуации возникают? Можно ли их предотвратить? И как реагировать, если такое «двойное списание» все же произошло?

Хотя механизм принудительного списания средств со счета должника совершенствуется, он все ещё далек от идеала. Но сама эта процедура применяется все чаще, особенно после ввода в действие электронного документооборота, специализированного интернет-канала, которым пользуются судебные приступы, электронной подписи и внесения изменений в законодательство. В результате, практика принудительного списания долгов и штрафов стремительно расширяется, соответственно растет и количество сопровождающих её ошибок или технических сбоев. Причиной двойного списания средств по одному и тому же долгу или штрафу практически всегда оказывается или человеческий фактор (ошибка оператора), или технический сбой.

Сейчас действуют две процедуры принудительного списания долгов. Первая основана на электронном документообороте. Она применяется если у банка, где открыт счет должника, подписано соответствующее соглашение с ФСПП. В этом случае списание средств для погашения долга происходит очень быстро, а о том, что оно произошло, должник немедленно уведомляется смс-сообщением.

Если между банком и ФСПП такого соглашения нет, то работает прежний механизм с использованием обычной служебной переписки, предусмотренный ст. 81 ФЗ «Об исполнительном делопроизводстве».

Важно помнить, что принудительное списание средств со счета для погашения долга или штрафа может быть выполнено только по решению суда. Но если такое постановление суда имеется, то получив соответствующий исполнительный документ, банк просто обязан выполнить содержащиеся в нем требование. Иначе кредитная организация будет оштрафована.

Кроме того, следует помнить, что принудительному списанию не могут подлежать средства, полученные должником как пособие (например, «по потере кормильца»).

Как отмечалось в начале статьи, досадные ошибки, связанные с тем, что одному и тому же долгу деньги списывают более одного раза, иногда случаются. Исправить такую ошибку можно. Для этого необходимо в течение 10 дней с того момента, когда должнику стало известно о повторном, неправомерном списании его средств, обжаловать действие пристава в ФСПП. Если общая сумма, списанная со счета должника, была больше чем размер долга, указанный в исполнительном документе суда, ФСПП обязана вернуть ему остаток.

Если ФСПП на жалобу не отреагировала, и не возвратила остаток, то вернуть избыточно взысканную сумму можно через суд. При обращении в суд можно также потребовать и выплаты соответствующих процентов за использование чужих денежных средств.

Практика показывает, что проще всего подобные ситуации разрешаются, если для выяснения недоразумения должник немедленно обращается к приставу, работающему по его долгу. Здесь крайне важно тщательно отслеживать движение собственных средств, сохранять все чеки, распечатки и даже смс-уведомления банка о списании средств.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше всего своевременно оплачивать задолженности и штрафы, не доводя дело до суда и процедуры принудительного списания. А если такое все же случилось, реагировать надо немедленно.


Читайте так же

Рейтинг МФО

МАЙ 2017

Ежемесячный рейтинг составлен на основе оценок и отзывов наших пользователей
Подробнее о рейтинге

Это интересно
  • Как изменить условия исполнительного листа?

    Как изменить условия исполнительного листа?

    При реализации исполнительного производства, для возмещения задолженности может взыскиваться вплоть до 50% от суммы зарплаты или пенсии. Для тех людей, у которых доходы не очень большие, такие выплаты...

  • Повлияет ли просрочка в пару дней на кредитную репутацию?

    Повлияет ли просрочка в пару дней на кредитную репутацию?

    Кредиты сегодня не редкость и многие понимают насколько важно соблюдать сроки по ним. Многие заёмщики очень внимательно относятся к своим платежам и делают всё, чтобы не допустить просрочки. Иногда происходит...

  • Около трети заёмщиков имеют испорченную историю

    Около трети заёмщиков имеют испорченную историю

    МФО Капуста и её гендир Александр Герасев поделились мнением о том, каким образом можно сделать свою кредитную историю лучше и по какой причине клиенты даже с идеальными данными могут столкнуться с некоторыми...

  • Само наказание для МФО

    Само наказание для МФО

    Центробанк обнародовал проект, в котором досконально описано, как, за что и в каком объеме СРО или саморегулирующиеся организации, смогут наказать микрофинансовые структуры. Так регулятор потихоньку...

Другие советы